MENU

Щедровальные песни записаны со слов жительницы

села Брянские Липяги

Красниковой Татьяны Акимовны 1920 года рождения.

Масленица – следующий после зимних святок крупный праздник. Масленицу праздновали накануне великого поста, целую неделю, широко раздольно, весело. Каждый день Масленицы имел свое название. На Масленицу пекли блины, пели песни, водили хороводы. Пока взрослые занимались подготовительными работами, дети катались, с ледяных гор, весело припевая:

Широкая Масленица.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

С понедельника начинались «вечерушки». Собирались в хате одной из девушек, убирали ее, украшали, и начиналось веселье. Пели, танцевали, щелкали семечки, играли в игры. Но особенно весело было в воскресенье, когда провожали масленицу.

Наряжали лошадей, обязывали дуги разноцветными лентами, спины лошадей покрывали шерстяным тканым рядном. И начиналось веселое катанье. Дети садились с родителями, девушки с любимыми. В конце праздника из соломы делали чучело и сжигали из соломы, делали чучело и сжигали. По всему селу раздавались песни:

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица

Ты не в среду пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье –

Всю неделюшку веселье –

Ты пришла с добром

С хмельным вином

С блинами, пирогами

Да с оладьями

Блины маслинные

Шаньги мазанные,

Мы катаемся с горы

От зари и до зари

А сегодня кончилось веселье

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После весенней масленицы наступал Великой пост, который длился семь недель. Готовились к светлому Христову Воскресенью – Пасхе. Незадолго до этого дня начинали прибирать хату. Считалось большим грехом оставлять грязь на великий праздник. Стены украшали вышитыми рушниками, стелили на стол праздничную скатерть, пекли куличи, красили яйца.

Праздновали пасху три дня. Даже матери пеленок не стирали.

Придя из церкви, разговлялись освященным куличом, яйцами, другими праздничными блюдами, ложились отдыхать. Наряжались празднично. Женщины в сарафаны, в платки шелковые, цветные. Пасха религиозный праздник – поэтому главное празднество было в церкви. Вслед за Пасхой был еще один праздник Красная горка.

Под конец вечны и начало лета – время новых праздников. Самый многообрядовый из них – Летние святки.

Главные действующие лица здесь – девушки, а героиня всех исполнявшихся песен – березка.

Празднично одетые девушки отправлялись в лес завивать березку. Березку завивали на несколько дней, до Троицина дня. Они приходили смотреть, завял венок или не предугадывали, каким будет год счастливым или несчастным и как сложится судьба гадающей девушки. В Троицын день девушки устраивали похороны березки. Сломанную ветку наряжали и закапывали ее с песнями в огороде.

Цвели травы, зрел на полях хлеб. Период между Ивановыми (Иван Купала) и Петровыми днем был временем последних летних праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовало все село. После купального праздника наступал Петров пост. Немало поговорок связанных с этим днем и до сих пор бытует в народе: «Спас Лакомка, Петровка - голодовка». После завершения уборочных работ начиналась пора осенних праздников. Самый крупный из них Покров день. Именно в этот день как говорится в предании святая Дева Мария.

Опустила свой покров на головы прихожан, находившихся в церкви, и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий. Идея покровительства Богородицы и составляет содержание праздника Покров день.

Календарные праздники и обряды по-своему организовали быт. Наши предки верили, что крестьянский мир без своего этого распался. Поэтому так строго соблюдали они свои обычаи, каждый обряд, каждая песня имела для них особое значение, помогая людям, создавая им особое настроение, прибавляя сил и энергии для работы и жизни.

Не менее интересы для нас и семейно-бытовые народные праздники, среди которых особое место занимает – Свадьба.

Свадебные обряды в нашем селе представляли следующие церемония.

Предбрачный сговор сторон (сватовство). Под вечер приходили свататься родственники жениха. Сватом, как правило, мог быть любой отец жениха, крестный, родственник, просто уважаемый человек имеющий говорить, расхваливать жениха, его семью. Сватали обычно вечером, пробирались к дому жениха задворками боялись неудачи. Сваты, выйдя из дому или выехав за деревню, проводили позади себя черту, чтобы не возвратиться назад без дела.

В доме невесты сваты вели себя, так как предписывал обряд; не заходили за машницу, не проходили к столу без приглашения.

Если жених нравился родителям и невесте, то сватов приглашали к столу.

В старину в селе перед девичником топили баню. В доме невесты собирались гости. Подружки заплетали невесте косу, вели в баню.

После бани ожидали, приезд жениха Невесту первой сажали за стон, сбоку красного угла месит о жениха, занимала его сестра. В этот же вечер от невесты в дом жениха провожали парней «рубашников». Свадебную рубаху нес для жениха старший брат невесты. В узел клали также все то, что невеста приготовила для жениха; вязаные носки, положение, с его стороны и выкупали дары.

В первый день свадьбы молодая должна вешать раньше всех, чтобы плачем разбудить подружек, которые остались у нее ночевать. В полдень подружки садится готовить каравай.

Несколько девушек уходят к жениху предупредить о сборах. Остальные девушки наряжают квитку и под ее сажают невесту. Именно оттуда должен будет выкупить ее жених.

А перед домом жениха собирается свадебный поезд. В хате поют свадебные песни. Родители жениха благословляют его под пение песен. Отец берет икону из переднего угла, мать каравай хлеба со стола и становятся перед столом спинами к переднему углу: жених кладет перед образами три поясных поклона и два земных:

Благослови, кормилец батюшка

Да со своей родимой матушкой

Что во путь-то во дороженьку

Что во путь-то во широкую.

Родители благословляют жениха – сына то образом – то хлебом попеременно говоря «Дай Господи, тебе княгиню – молодицу получить – закон Божий принять!».

Все проезжали, во главе с дружком выходят из дому рассиживаются в подводы и еду за невестой. После выкупа дружка спрашивает родителей невесты – ждали гостей.

Когда на все вопросы даны ответы жениха и невесту одаривают. Затем молодые едут венчаться. После венчания свахи усаживают жениха рядом с молодой. Все садятся за столы. Много людей в хате! Какая-нибудь женщина начинается жить. Под песню невесте сваха медленно расплетает косу. Вторая сваха чинно расчесывает, пудри жениха. Невесты волосы сваха сплетает в две комы и связывает их на макушке. Поверх повязывают нарядный платок.

Молодую повили, свадьба скреплена!

Допоздна гремит веселье, сначала в доме невесте затем и жениха, куда приходят на праздничное застолье гости. Каждого из гостей – всех до единого обыгрывают песнями.

На второй день свадьбы пировали в доме жениха. Возле ворот родственники с обеих сторон торговались за приданное.

 

Истоки народного творчества

Брянские Липяги 1996 год

Жизнь крестьянина целиком зависит от природы, поэтому еще в глубокой древности, люди старались воздействовать на нее – умилостивить, ублажить. Появилось немало обрядов, целью которых было заклинание хорошего урожая, высокого приплода скота, изобилия и счастья в семье. Со временем земледельческий календарь соединился с календарем христианских праздников, образовав два больших цикла – зимние и весенне-летнее - осенние праздники.

Зимние праздники

  1. Зимние святки – с 6 по 19 января
  2. Рождество – 7 января
  3. Святые вечера – с 6 по 14 января
  4. Васильев день – 14 января
  5. Страшные вечера – с 14 по 19 января
  6. Крещение – 19 января
  7. Масленица – 8-я неделя перед Пасхой

 

Весенне-летние и осенние праздники

  1. Сороки – 22 марта
  2. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния
  3. Егорьев день – 6 мая
  4. Летние святки – седьмая неделя после пасхи
  5. Троица – седьмое воскресенье после пасхи
  6. Аграфена купальница – 6 июля
  7. Иван Купала – 7 июля
  8. Петров день – 12 июля
  9. Ильин день – 2 августа
  10. Покров – 14 октября
  11. Дмитриев день – с 8 по 10 ноября
  12. Зимний Микола – 19 декабря

 

Зимний цикл начинался со святок шумного веселого праздника. Праздник этот начинался 6 января вечером. Дети и молодежь первыми обегали дома, сообщая радостную весть о восхождении звезды Иисуса Христа. Они шли по селу «кликать» Коляду. 7 января считался самым главным, самым святым днем святочной недели. К этому дню готовили рождественские блюда и ждали «хритославцев», которые поздравляли хозяев с Рождеством Христовым, желали им здоровья, мира и добра. Вечер с 13 на 14 января назывался «Богатым вечером». Девушки ходили по селу и пели щедровальные песни:

 

Добрый вечер,

Щедрый вечер,

Добрым людям

На здоровье

Сидит панья

На краю скамья

На ней шуба

Шуба люба,

А на той шубе

Три поясочке

По селезнечку

Добрый вечер тому,

Кто в этом дому!

Старому, молодому

И богу святому,

Что б здоровы были.

Что б нас не забыли,

Старый молодой

И бог святой.

 

 

В Брянсколипяговском сельском клубе совместно с библиотекой на площади состоялся праздник встречи весны- веселый, беззаботный, с блинами, символизирующими солнце. Еще в 18 веке на Масленицу было принято готовить различные угощения и веселиться от души. Валентина Владимировна заведующая Брянсколипяговским сельским клубом вместе с артистами художественной самодеятельности подготовила театрализованное представление «Масленица широкая к нам пришла». Скоморохи- Гартвик Сергей и Стрижаков Никита приветствовали всех гостей и рассказывали зрителям о каждом из семи дней масленичной недели. Гости узнали, что в понедельник-встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины. Самый первый блин предназначался предкам, его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот день наряжали чучело Масленицы и возили по селу с песнями.

А затем начались состязания спортивные. Ребята разделились на две группы . Больше всего ребятам понравилось перетягивание каната и бег в обруче по два человека. Вместе с огромным удовольствием ребята получили и сладкие призы за конкурсы. На празднике были и песни о масленице и хороводы, и игры. Попрощались ребята с Масленицей и сожгли ее. Пришла сказочная Весна, ее сыграла Екатерина Васильева, и пригласила всех на блины и кашу ,которую приготовила для госте В.В. Кириллова, а блины пекли прямо на улице. Все ушли с праздника сытыми и довольными.

Нематериальное культурное наследие

 
Конкурс 'Лучшая проектная идея - 2016' Управление культуры МКУ "РОМЦ" БелКульт
Министерство культуры Российской Федерации САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»  Губернатор и Правительство Белгородской области Официальный сайт 70-летия победы  
Белгородский Бессмертный полк ГосУслуги Диорамма Прохоровское поле
Культура РФ Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями Национальный проект «Культура» Администрация Вейделевка